ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
СОКРОВИЩА ГРОМОВОЙ БАШНИ

На выставке представлены произведения декоративно-прикладного искусства, экспонировавшиеся в башне Громовой Смоленской крепостной стены. Вашему вниманию представлены произведения искусства, выполненные в технике литья и чеканки, украшенные эмалью и полудрагоценными камнями. Экспонаты выставки расскажут о традициях русского ювелирного искусства, истории и быте наших предков.

Начнем нашу виртуальную прогулку

Иконы

Мы начнем наше виртуальное путешествие с обращения к древнейшей святыне Смоленщины. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери, хранившаяся в Успенском Соборе Смоленска, имеет устойчивую иконографию. На нашей выставке представлены две литые иконы рубежа XVIII–XIX веков. Иконы выполнены из медного сплава.

Образ Одигитрии неразрывно связан с личностью легендарного князя Владимира Мономаха, который перенес её в 1095 в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы.

Икона Одигитрия Смоленская. Конец XVIII века. Медный сплав, литье. 12,7х8,9 см.

Икона Одигитрия Смоленская с Троицей и Образом Нерукотворным и двумя херувимами. XIX в. Медный сплав, литье, золочение. 13,8х7,95 см.
На следующем стенде представлены более архаичные литые иконы. Подобные произведения в благодарность за исцеление или удачу в торговых делах могли быть использованы как привесы к чудотворным или чтимым иконам.

Икона Чудо Георгия о змие. XVII в. Медный сплав, литье. 6,65х5,25 см.

Икона Одигитрия Смоленская. XVII в. Медный сплав, литье. 5,35х5,85 см.

Икона Николай Чудотворец. Конец XVII в. Медный сплав, литье. 7,3х4,9 см.

В конце XVII века литые иконы все чаще начинают декорироваться эмалью. Благодаря эмалевому фону четче выделяется фигура Святого Николая Можайского. Святого считали защитником западных рубежей Руси.


Икона Никола Можайский. Конец XVII в. Медный сплав, литье, эмаль. 7,9х5,7 см. Великий Устюг (?).

Представленная икона является средником литого складня, створки которого не сохранились. В среднике изображена Богоматерь Знамение, в верхней части херувим и два ангела, в нижней – московские митрополиты Иона и Макарий.


Средник трехстворчатого складня Богоматерь Знамение. Праздники. Москва. XVII в. Медный сплав, литье, эмаль.8,4х4,45 см.

Иконы наперсные

Наперсная икона как знак отличия священнослужителей является особым типом произведения декоративно-прикладного искусства. Наперсные иконы нередко украшались камнями, редкими металлами и костью.


Икона наперсная «Богоматерь Знамение». Конец XVII в., Сольвычегодск. Медный сплав, литье, эмаль, пайка, золочение, монтировка. 5,6х5,2 см.


Икона наперсная «Спас Вседержитель с припадающими Прокопием и Иоанном Устюжскими чудотворцами». Конец XVII в., Великий Устюг. Медный сплав, литье, эмаль, медь, железо, стекло, монтировка. 6,2 х 5,45 см.

Украшения икон

Украшением икон служили драгоценные оклады, покрывавшие в некоторых случаях икону полностью. Для декорирования ликов использовались особые изделия – венцы, оформлявшие нимбы и выделявшие лики сверху, и цаты, размещаемые снизу. На нашей виртуальной выставке представлен гравированный венец и украшенная эмалью цата – ровесник Смоленской крепостной стены.


Венец. XVII век. Серебро, гравировка, канфарение,золочение. 15,0х15,5 см.


Цата, XVI–XVII вв. Новгород (?). серебро, скань, канфарение, золочение, пайка, эмаль по скани. 10,6х18,5 см.

Наперсные кресты

Продолжим знакомиться с коллекцией литья. Перед нами несколько наперсных крестов. Как правило, такие кресты, имевшие значительные размеры, использовались священнослужителями при торжественных богослужениях.


Крест Распятие Христово. XVII в. Медный сплав, литье. 8,3х6,6 см.

Крест наперсный. XVII в, серебро, литье, гравировка, эмаль, альмандины. 6,7х4,64 см.

Крест наперсный. XVII в. Сольвычегодск. Серебро, литье, эмаль. 5,56 х3,34 см.


Крест наперсный. XVII в., Сольвычегодск. Серебро, литье, эмаль, золочение. 6,1х3,94 см.

Наперсный крест на цепи. Конец XVII в. Великий Устюг. Серебро, литье, золочение, пайка, перламутр, монтировка. 7,32х6,47 см.


Наперсный крест на цепи. XVII в. Великий Новгород (?). Серебро, литье, золочение. 8,15х7,0 см.

Сосуды и емкости для богослужений

Для проведения богослужений также использовались различные сосуды и емкости. К примеру, для хранения ладана. Эти изделия часто оформлялись изображениями на религиозные сюжеты.


Коробочка. Конец XVII в. Медный сплав, литье, монтировка. 6,33(без крышки)х6,5х6,35 см. На стенках изображение суда царя Соломона, на ножках - лев и единорог, птички. На литой крышке в круге – изображения животных.

Коробочка. Конец XVII в. Медный сплав, литье, монтировка. 6,2(без крышки)х7,03х6,9 см. На стенках изображение сцены «Cуд царя Соломона», на ножках – лев и единорог, птички.

Коробочка. Конец XVII в. Великий Устюг. Медный сплав, литье, эмаль. 5,83х7,2х6,7 см.

Коробочка. XVII в. (?), медный сплав, литье, пайка, эмаль. Высота 4,84 см., диаметр 6,06 см.

Коробочка. XVII в. (?), медный сплав, литье, пайка, эмаль. Высота 5,2 см., диаметр 6,07 см.

Посуда

Обязательным атрибутом зажиточного семейства средневековой Руси была богатая посуда. Нередко блюда и чарки выполнялись из серебра, украшались чеканными узорами. На нашей выставке представлено несколько подобных артефактов.


Чарка. XVII в. Москва (?), серебро, литье, чеканка, пайка, золочение. 2,34х8,62х6,48 см. На литой ажурной пелюсти лев и единорог поддерживают прямоугольный щиток. На дне чарки рельефная чеканная птичка; по стенкам чередующиеся две грозди с парой листьев и две пары цветов.

Чарка. XVII в., 1,85х9,0х6,54 см. серебро, литье, гравировка, канфарение, пайка, клепка, золочение. На дне – выпуклая круглая мишень с гравированным одноглавым орлом и приклепанной серебряной бусиной. по венцу чарки гравированная надпись без пробелов: «чарька добра человЪка пити из не...»

Чарка. XVII в. Москва (?). Серебро, литье, чеканка, пайка, золочение. 2,53х9,3х6,67 см. На дне чарки рельефная чеканная мишень в виде семилепесткового цветка с закручивающимися лепестками; по стенкам чередующиеся – две грозди с парой листьев и две пары цветов с листьями. На свободном конце пелюсти снизу – сбитое годовое клеймо в круге

Братина. XVII в. Медь, ковка, лужение, пайка. Высота 7,3 см., диаметр – 8,8 см.

Украшения

Особым редким экспонатом выставки является средневековая пуговица. Эта деталь парадного мужского гардероба была призвана рассказать о высоком статусе владельца.


Пуговица. Первая половина XVII в. Серебро, чеканка, пайка, канфарение, золочение. 7,14х5,13х5,07

Женский костюм также мог похвастаться драгоценными украшениями. Уже несколько столетий одним из наиболее распространенных украшений остаются серьги.


Серьги-голубцы. XVII в., серебро, литье, золочение, стекла. 6,0 см.

Серьги-одинцы, XVI–XVII вв., серебро, зернь, жемчуг, сердолики. 7,5 см.

Серьги. Конец XVII в., серебро, литье, золочение, синие стекла, монтировка. 5,5х2,9 см.

Чернильницы и чернильные приборы

Ценнейшими артефактами средневековья также являются чернильницы и чернильные приборы. Нередко подвесные чернильницы использовались как кубышки и оружие (кистень).


Чернильница подвесная. XVII в. Медный сплав, литье. 5,07х5,43 см.

Чернильница подвесная. XVII в. Медный сплав, литье. 6,05х5,0 см.

Чернильница подвесная. XVII–XVIII вв. (?). Москва, медный сплав, литье, эмаль. 5,13х4,84 см.

Чернильный прибор настольный. XVII в. (?). Москва. Медный сплав, литье, перегородчатая эмаль, точение, монтировка. 7,5х13,1х7,4 см.