МУЗЕЙ
О СМОЛЕНСКОЙ
КРЕПОСТИ
Городская крепость имеет общую длину в 2488 сажени (5,4 километра).
Внешний периметр крепости составляет более 6,5 километра.
Высота стены от 13 до 19 метров, ширина — от 5 до 6 метров. Смоленская крепость является крупнейшей кирпичной крепостью мира, сохранившейся до настоящего времени.

Дубовый фундамент был заложен на глубину свыше 4 метра, что осложняло ведение минной атаки.

Вдоль стены располагалось 38 башен, в том числе девять надвратных.
Высота башен достигала 21 метра, а одной — Фроловской башни — даже 33 метров.

В 8 метров от башен и стен были устроены «слухи» (или «подслухи») — выведенные за крепостную ограду и облицованные накатником траншеи глубиной более 2 метров, засыпанные сверху землей слоем до 70 сантиметров, служившие для обнаружения минных работ противника.


Важным решением, реализованным Ф. Конем, является продуманная система внутристенных лестниц, связывающих как ярусы башен, так и участки третьего боевого хода между собой. До этого момента в некоторых крепостях наряду с лестницами на прясла существовали отдельные деревянные лестницы в башнях. Смоленская крепость стала одной из немногих на тот момент, позволяющих обойти весь периметр стен, не спускаясь на землю.


Одним из новаторских решений, которые были применены Федором Конем, является устройство бойниц среднего боя. Зодчий расположил их в шахматном порядке для большей устойчивости стены и исключения «мертвого», непростреливаемого пространства. Средний бой был сделан примерно на высоте 5 метров над землей, а доступ к печурам осуществлялся по приставным лестницам. В целом, печуры – внутристенные камеры для размещения орудий и стрелков – значительно расширены по сравнению с предыдущими крепостями, что создало комфортные условия для обороны крепости.


Смоленск как город на западных рубежах России имел особую репрезентативную роль. Первый крупный русский город, посещаемый как купцами, так и официальными послами, должен быть иметь не только мощную, но и красивую крепость. Одной из характерных особенностей крепости является эффектное решение ее декора. Бойницы стен и башен, заключенные в наличники-эдикулы, равномерно прорезают поле стены, предвещая эпоху типового проектирования и четкости классицизма.


Белокаменный валик, охватывающий весь периметр укреплений, находит свое архитектурное начало в ренессансных итальянских крепостях XIV-XV веков. Особое значение имеет и использование белого камня. Эффектный контраст краснокирпичного поля стены с выделением белокаменного цоколя, валика, раскреповок карнизов на угловых лопатках и резных профилей призван был уже на подъезде гостей города создать яркий запоминающийся образ.


Элегантное ордерное решение фасадов воротных башен, рассчитанное на небольшую дистанцию, не находит прямых аналогов в русской фортификационной архитектуре.


В целом Смоленская крепость является примером распространения идей типового проектирования. Встретившая свое развитие в застройке Санкт-Петербурга в XVIII веке и достигшая апогея в советской архитектуре, практика единообразных, но не однообразных решений башен, реализована Ф. Конем блестяще.


Разработав решения многогранной, воротной и квадратной башен и прясла с тремя уровнями боя, зодчий не отклоняется от выбранного пути. Сложная трасса и рельеф территории лишают крепость возможных строгости и сухости, а единообразие проектных решений упрощают как строительство, так и управление гарнизоном во время осады.


Круглые башни, поставленные на внешних углах крепости, выполняли роль укрепленных бастионов. Оснащенные большим количеством амбразур, многогранные башни создавали серьезное препятствие для неприятеля. В
западноевропейской традиции подобные башни носят название барбаканов.


Вдоль стены располагалось 38 башен, в том числе девять надвратных.
Высота башен достигала 21 метра, а одной — Фроловской башни — даже 33 метров.

В 8 метров от башен и стен были устроены «слухи» (или «подслухи») — выведенные за крепостную ограду и облицованные накатником траншеи глубиной более 2 метров, засыпанные сверху землей слоем до 70 сантиметров, служившие для обнаружения минных работ противника.


Важным решением, реализованным Ф. Конем, является продуманная система внутристенных лестниц, связывающих как ярусы башен, так и участки третьего боевого хода между собой. До этого момента в некоторых крепостях наряду с лестницами на прясла существовали отдельные деревянные лестницы в башнях. Смоленская крепость стала одной из немногих на тот момент, позволяющих обойти весь периметр стен, не спускаясь на землю.


Одним из новаторских решений, которые были применены Федором Конем, является устройство бойниц среднего боя. Зодчий расположил их в шахматном порядке для большей устойчивости стены и исключения «мертвого», непростреливаемого пространства. Средний бой был сделан примерно на высоте 5 метров над землей, а доступ к печурам осуществлялся по приставным лестницам. В целом, печуры – внутристенные камеры для размещения орудий и стрелков – значительно расширены по сравнению с предыдущими крепостями, что создало комфортные условия для обороны крепости.


Смоленск как город на западных рубежах России имел особую репрезентативную роль. Первый крупный русский город, посещаемый как купцами, так и официальными послами, должен быть иметь не только мощную, но и красивую крепость. Одной из характерных особенностей крепости является эффектное решение ее декора. Бойницы стен и башен, заключенные в наличники-эдикулы, равномерно прорезают поле стены, предвещая эпоху типового проектирования и четкости классицизма.


Белокаменный валик, охватывающий весь периметр укреплений, находит свое архитектурное начало в ренессансных итальянских крепостях XIV-XV веков. Особое значение имеет и использование белого камня. Эффектный контраст краснокирпичного поля стены с выделением белокаменного цоколя, валика, раскреповок карнизов на угловых лопатках и резных профилей призван был уже на подъезде гостей города создать яркий запоминающийся образ.


Элегантное ордерное решение фасадов воротных башен, рассчитанное на небольшую дистанцию, не находит прямых аналогов в русской фортификационной архитектуре.


В целом Смоленская крепость является примером распространения идей типового проектирования. Встретившая свое развитие в застройке Санкт-Петербурга в XVIII веке и достигшая апогея в советской архитектуре, практика единообразных, но не однообразных решений башен, реализована Ф. Конем блестяще.


Разработав решения многогранной, воротной и квадратной башен и прясла с тремя уровнями боя, зодчий не отклоняется от выбранного пути. Сложная трасса и рельеф территории лишают крепость возможных строгости и сухости, а единообразие проектных решений упрощают как строительство, так и управление гарнизоном во время осады.


Круглые башни, поставленные на внешних углах крепости, выполняли роль укрепленных бастионов. Оснащенные большим количеством амбразур, многогранные башни создавали серьезное препятствие для неприятеля. В
западноевропейской традиции подобные башни носят название барбаканов.