«Что лежит в основе сотрудничества российских и белорусских музейных специалистов? Прежде всего, это многолетние научные и культурные связи, это наше взаимное культурное наследие. И слово “взаимное” здесь принципиально важно, потому что те традиции, которые мы с вами храним, отражают нашу совместную историю», – говорится в обращении.
«Мы, россияне и белорусы, – единое целое, мы один народ. Наши культуры взаимообогащаются, и нельзя разделить культуру России и культуру Беларуси, как невозможно разделить два братских народа. Веками складывалась наша культура и наши древние братские узы, и сейчас мы должны как можно чаще проводить подобные встречи, и посещая наши музеи, наша молодежь должна впитывать эту великую дружбу братских народов».
«Успешная реализация этого проекта, несомненно, станет фундаментом для дальнейшей плодотворной работы ученых двух стран, изучающих историю Смоленской крепости. Кроме того, она будет способствовать привлечению внимания широких общественных кругов Беларуси и России к настоящему и будущему этого замечательного памятника культуры», – подчеркнул Валуев.
«Название “Традиции прошлого как фундамент будущего” не случайно и символично, – открыл обсуждение Юрий Анатольевич Макушин. – Сегодня мы особенно остро ощущаем, что события прошлого, в частности Великой Отечественной войны, оказывают большое влияние как на происходящее сейчас, так и на будущее наших стран. Безусловно, все мы осознаем, что сейчас находимся в огромном потоке информации, которая поступает и из социальных сетей, и из средств массовой информации, поступает зачастую искаженная, противоречащая историческим фактам, исторической правде. Но эта информация подается таким образом, что кажется правдивой и привлекательной… Поэтому вопрос сохранения исторической памяти и правды, и о Великой Отечественной войне, и о других событиях нашей общей истории, очень важен. Важно изучать эти события, объективно устанавливать факты и в популярной форме доносить эту информацию до широкой аудитории, в том числе молодого поколения. И в этой исследовательской и просветительской работе огромное место занимают музеи».