Глоссарий

Пролом

Одной из ключевых особенностей Смоленской крепостной стены является феноменальная толщина крепостных прясел. Разрушения и утраты крепости далеко не в любом случае приводили к полному демонтажу кладки. К примеру, разборка прясел оказалась чрезвычайно трудным делом. В случае утрат частей крепости прясла зачастую удавалось сохранить. Именно поэтому в Смоленске возник такой местный термин как «пролом». Он означает пропуск в линии крепостных укреплений, вызванный утратой башни или части прясла.
Большое количество проломов возникло на месте башен, взорванных по приказу Наполеона в 1812 году. Немногие из них были воссозданы, но в большинстве случаев сквозные проходы оказались востребованы горожанами для перемещения грузов. Проломы позволяли организовать транспортные потоки для города, ранее заключенного в древнюю крепость. Важно отметить, что каждый пролом получал собственное имя – по названию улицы или ближайшего храма. При этом проломы, созданные в 1930-е годы, до сих пор остались безымянными.
Самым известным современным проломом является Троицкий, получивший название от Троицкого шоссе. Широкий пролом со стороны Днепра позволяет потоку транспорта двигаться по многополосной улице Беляева. Губернаторский пролом у башни Громовой ныне предоставлен пешеходам.